Мы работаем для увеличения
вашей прибыли!
+7 812 448 07 24
8 800 2000 704
г. Санкт-Петербург, Россия
Седова 12, оф. 214
Поделитесь с друзьями!

Ставим и достигаем цели по-умному. [Технология SMART]

SMART – аббревиатура, которая содержит пять качеств, необходимых для постановки и достижения любой цели.

Иначе говоря, цель должна быть: 

  • Specific – конкретной;
  • Measurable – измеримой;
  • Achievable – достижимой;
  • Relevant – актуальной;
  • Time-bound – ограниченной по времени.

Давайте рассмотрим каждый критерий SMART-цели более подробно.

Конкретность (S)

Тут важно определить, чего именно необходимо достигнуть. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия».

Ставя задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате её выполнения? Почему важен этот критерий? 

У вас в голове формируется своё видение результата выполнения задачи. По ходу изложения цели у сотрудника формируется своё представление результата.

В итоге может получиться, что вы и сотрудник по-разному представляете себе одну и ту же цель. Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу. То есть достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели.

При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий по умолчанию. Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых и нестандартных ситуациях.

  • Решите, чего вы хотите;
  • Определите круг участников;
  • Определите место, где это произойдет;
  • Определитесь с требованиями и ограничениями;
  • Запишите конкретные причины и выгоды от достижения этой цели.

Измеримость (M)

Объясняется, как и в чем будет измеряться результат. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года».

Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. 

В качестве критериев достижения цели можно использовать:

  • Проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например, при постановке цели увеличить объём продаж измерителем может выступить увеличение объёма продаж на 30 процентов);
  • Внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например, при выполнении задачи повысить уровень сервиса. Критерием её выполнения явится позитивный отзыв клиента);
  • Частота происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой);
  • Средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
  • Время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объём продаж на 30 % за 6 месяцев);
  • Запреты (нельзя делать то-то и то-то, иначе последует наказание; это специфический критерий, но его иногда можно успешно использовать, например цель — снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание — штраф);
  • Соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерий соответствия: выполнять работу так, как принято у нас);
  • Утверждение у руководства (то есть «мне, руководителю, должно понравиться»; это может быть и субъективное мнение, однако, если сотрудник на момент постановки задачи знает, что используется именно такой критерий оценки, то он будет стремиться получить обратную связь в процессе выполнения работы, например, задача — разработать проект маркетинговых мероприятий не позднее 20 января, критерий — «утвердить у меня»).

Достижимость (A)

Объясняется, за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще? Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации и сокращения штата на 20 % от текущего количества». 

Более точная трактовка слова "достижимость" применительно к контексту цели, позволяет говорить о параметре "индивидуально-достижимая", т.е. цель всегда должна бросать риск и вызов, выводить человека (сотрудника) из зоны комфорта и погружать его в зону роста, при этом сохраняя способность реализоваться.

Ставите цели сотрудникам, соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом планка не должна занижаться, а интенсивный ритм работы должен быть сохранен. 

В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять имеющиеся нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в компании.

Таким образом, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности подчиненных, нужно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними задач.

Актуальность (R)

Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? 

Это следующий критерий постановки умных целей. Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, нужно ответить на вопрос, зачем сотруднику необходимо выполнить эту задачу, то есть почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).

При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего необходимо её выполнение. В банальном выражении необходимо самой цели задать один-единственный вопрос: «Зачем?».

Вот пример: Вы ставите себе цель — «Хочу увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %». При этом следует сразу же задать вопрос «Зачем?». Ответ: «Потом что-то себе куплю!» Зачем? Чтобы что-то… ПОЧЕМУ? … и так далее. В самом конце этой цепочки должен быть примерно следующий ответ: «Потому, что именно это сделает меня счастливым».

Если именно это и сделает Вас счастливым, то Вы на правильном пути. Если же в конце этой цепочки Вы окунулись в неопределенность и возникает еще один вопрос: «А действительно ли мне это надо?», нужно срочно что-то менять в формулировке поставленной цели. Так как сходит на нет результат установленной цели.

Ограниченность по времени (T)

Определение временного промежутка по наступлению которого должна быть достигнута цель. Например, «К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации и сокращения штата на 20 % от текущего количества».

Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

  • Выберите временные рамки. Это означает, что у цели должен быть крайний срок или дата, на которую назначено ее достижение.
  • Установите целевые ориентиры. Если ваша цель долгосрочная, то ее стоит разбить на более мелкие цели. Так вы сможете отслеживать свое продвижение к основной цели благодаря промежуточным достижениям.
  • Ориентируйтесь на краткосрочные и долгосрочные цели. Последовательное продвижение к цели означает наблюдение одним глазом за настоящим, а другим за будущем. 

В заключении

Технология SMART — современный подход к постановке работающих целей и их достижению.

Она позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.

Применяйте ее и достигайте своих целей!

Источник